Главная | Новости | Из истории печатных красок

Из истории печатных красок

Наиболее древними известными типографскими красками являются чернила для письма. Многие рукописные книги продолжают оставаться свидетелями той тщательности, с которой изготовляли эти чернила.

Прекрасная сохранность многих манускриптов является следствием внимательного выбора и подготовки материалов. Наиболее ранние дошедшие до нас сведения о чернилах относятся примерно к 1100 г. до н.э. (Китай и Египет), однако подлинные записи тех времен не сохранились. Насколько можно предполагать, эти чернила делали из ламповой сажи, смешиваемой с растительным клеем. Писали такими чернилами при помощи кисточки или заостренной палочки.

Одной из наиболее ранних применявшихся красок была красная охра, которой сделаны рисунки в «Книге мертвых». Этой краской, до относительно недавнего времени печатались заголовки или заставки книг. Использовали также зелёную ярь – медянку и синюю ляпис – лазурь. Эти краски обычно делали в виде шариков, пластинок или таблеток, которые перед употреблением смачивали так же, как в настоящее время художники разводят акварельные краски.

С течением времени росли искусство и число профессиональных писцов и торговцев книгами, но вместе с ростом образования возрастал и спрос на книги, который ремесленники не могли удовлетворить. Стала очевидной необходимость механического размножения книг.

Первые шаги книгопечатания

Первые печатные книги увидели свет в пятнадцатом веке. Их печатали с деревянных досок, у которых дерево между буквами удаляли так, что буквы рельефно выступали. При таком способе печатания книг (ксилографические издания) необходимо было вырезать блоки отдельно для каждой страницы. Блоки покрывали краской и переносили отпечаток на бумагу так же, как и сейчас печатают с гравюры на дереве.

Следующим логическим шагом в развитии книгопечатании было изобретение разборного шрифта. Приоритет этого изобретения принадлежит вновь Китаю, где в 1071 г. н.э. Пи Шенг использовал глину для отливки шрифта. Ван Шен в 1314 г. применил более легко разбираемый деревянный шрифт.

За развитием культуры и образования на западе последовало развитие искусства книгопечатания. В 1440 г. Иоганн Генсфляйш цур Ладен цум Гутенберг, золотых дел мастер из Майнца, нашедший политическое убежище в Страсбурге, занялся там опытами по книгопечатанию. К тому времени в Авиньоне, Брюгге, Болонье и в других местах уже делались попытки создать «Искусственный рукописный шрифт». Вернувшись в Майнц, Гуттенберг около 1450 г. добился определённых успехов, которые уже оправдали коммерческое использование его изобретения. Вместе с финансировавшим его адвокатом Фустом Гутенберг применил литой металлический шрифт, который и использовал для печатания своей знаменитой Библии, вышедшей в свет в 1456 г., эта книга по своей красоте конкурировала с лучшими манускриптами.

Достижение Гуттенберга состоит не только в том, что он изобрёл книгопечатание, но и в том, что он достиг в печатном деле такого совершенства, которое не было превзойдено вплоть до девятнадцатого века. Фактически он был и гравером, и слесарем по изготовлению матриц, и шрифтолитейщиком, и изготовителем красок, и печатником, и издателем. Он сделал столько шрифта, что его хватало для печатания большой книги. Шрифт отличался высокой точностью благодаря отливкам с матрицы, его можно было набрать в строку одинаковой высоты, печатающая поверхность была совершенно ровной. Типографская краска, которую делал Гуттенберг, хорошо приставала к металлическому шрифту и по своему составу отличалась от той, которую применяли при печатании с деревянных досок. Его конструкция печатного станка прослужила почти без изменения примерно 300 лет.


Все статьи


Обратный звонок